ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0023-01-2024-012408-89 |
Дата поступления | 29.10.2024 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
Судья | Маковеева Татьяна Владимировна |
Дата рассмотрения | 28.04.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 29.10.2024 | 11:14 | 29.10.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 29.10.2024 | 17:12 | 29.10.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 30.10.2024 | 16:49 | Административное исковое заявление принято к производству | 30.10.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 30.10.2024 | 16:49 | 30.10.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 30.10.2024 | 16:49 | 30.10.2024 | ||||||
Судебное заседание | 13.01.2025 | 09:45 | 245 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 30.10.2024 | |||
Судебное заседание | 17.02.2025 | 09:50 | 245 | Отложено | судом признана невозможным рассмотрение административного дела в (этом) судебном заседании | 13.01.2025 | |||
Судебное заседание | 28.04.2025 | 09:30 | 245 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 25.02.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 30.04.2025 | 12:52 | 05.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Кравченко Валерий Павлович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | МИФНС № 27 по СПб |
УИД 78RS0№-89
Дело №а-2408/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2025 года Санкт-Петербург
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в лице председательствующего судьи Маковеева Т.В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС РФ № по Санкт-Петербургу обратился в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании суммы недоимки: по транспортному налогу за 2022 год в размере 8744 рублей.
В обоснование заявленных требований, указав, что административный ответчик является владельцем транспортных средств, которому были начислены недоимки направлены налоговые требования, однако недоимка погашена не своевременно. 14.05.2024г. мировым судьей с/у № СПб отменен судебный приказ №а-47/2024-183, которым были взыскана недоимка за 2022г., что явилось основанием подачи настоящего иска.
Представитель административного истца, в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежаще.
Административный ответчик в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежаще, направил письменные возражения, указав, что срок давности по взысканию заявленных требований истек, учитывая, что автомобиль мощностью до 150лс, выпущен более 15 лет назад, истец обязан был применить льготы, предусмотренные законом. Недоимка по транспортному налогу за 2022 год частично была оплачена 01.12.2023г. в размере 3864 руб.
Суд, исследовав материалы дела, в порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим кодексом и иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п 3,5 ст. 44 НК РФ).
К числу иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, относится признание недоимки и задолженности по пеням и штрафами безнадежными к взысканию и их списание.
Вопросы признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания разрешаются в порядке ст. 59 НК РФ, которой предусмотрено признание безнадежной к взысканию задолженности, числящейся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.
Пунктом 4 ст. 48 НК РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом (п.5 ст. 48НК РФ).
Федеральным законом №263-ФЗ от 14.07.2022г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», глава 1 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 11.3 (начало действия с ДД.ММ.ГГГГ), которой предусмотрено формирование и ведение налоговым органом ЕНС.
В соответствии п.4 ст. 11.3 НК РФ единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (далее - налогоплательщика).
Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности налогоплательщика (пп1 п.2 ст. 11.3 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ совокупная обязанность - это общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик.
Сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется ДД.ММ.ГГГГ с учетом особенностей ст. 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины.
Материала дела установлено, что административный ответчик является владельцем транспортных средств: Мерседес г/н №, Шкода г/н №, Фиат г/н №.
14.05.2024г. мировым судьей с/у № СПб отменен судебный приказ №а-47/2024-183, которым были взыскана недоимка отрицательное сальдо по ЕНС состоящего из недоимки по транспортному налогу 8744 руб. за 2022г., по налогу на профессиональный доход 4434,90 руб. за 2023г., на общую сумму 13178,90 руб.
Таким образом, в рассматриваемых судебных приказах, при их вынесении мировым судьей не усмотрено правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пункт 2 статьи 48 НК Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 КАС Российской Федерации.
По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений глав 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Административный иск после отмены судебного приказа направлен налоговым органом в суд 29.10.2024г., с учётом отмены судебного приказа 14.05.2024г., шестимесячный срок истекал 14.11.2024г., соответственно срок на подачу иска не пропущен (ст. 48 НК РФ).
Согласно выписке из карточки по единому налоговому счету налогоплательщика ФИО1, видно, что оплата за 01.12.2023г. в размере 3864 руб. была учтена, и засчитана в погашения недоимки на отрицательное сальдо ЕНС в 2018г. Изучив квитанцию ответчика, суд не усматривает указание на налоговый период, за который произведена частичная оплата, поэтому действия налогового органа по зачету суммы в иной период задолженности, в соответствии с положениями ст. 11 НК РФ, правомерны.
С учетом вышеизложенного, учитывая, что административным ответчиком не оспорено неисполнение обязанности по своевременной уплате налогов, суд считает необходимым заявленные административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Доводы административного ответчика о неприменении льгот, с учетом того, что один из автомобилей, принадлежащих ответчику менее 150 лошадиных сил, с года выпуска прошло более 15 лет, ФИО1 с 01.05.2015г. установлена 2 группа инвалидности, суд находит необоснованными.
Из карточки по единому налоговому счету налогоплательщика ФИО1, видно, что отрицательное сальдо по ЕНС с учетом недоимки и пени составляет 108146,43 руб.
В силу ст. 14 НК РФ, транспортный налог относится к региональным налогам.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы по региональным налогам, основания и порядок их применения (п.3 ст.12 НК РФ).
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 11-13 Закона Санкт-Петербурга № от 14.07.1995г. (редакция 12.02.2025г.), обязательным условием для применения налоговых льгот является отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также пеней и штрафов по ним в суммарном объеме более 10% от суммы заявленной налоговой льготы.
Факт выполнения указанного условия устанавливается на последний день каждого налогового периода, на который распространяется соответствующая налоговая льгота (абз.2 пп.3 п.1 ст. 11-13 Закона Санкт-Петербурга №).
В случае если налогоплательщиком в течение календарного года, следующего за налоговым периодом, за который налогоплательщик заявил налоговую льготу, устранены обстоятельства, препятствующие применению налоговой льготы в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 11-13 Закона Санкт-Петербурга №, налогоплательщику предоставляется право на получение заявленной налоговой льготы.
Учитывая изложенное, законодателем определено, что в случае если налогоплательщиком в течение календарного года, следующего за налоговым периодом, за который налогоплательщик заявил налоговую льготу, была погашена задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам, но при этом имеется задолженность по пеням и штрафам, размер которой превышает 10% от суммы заявленной налоговой льготы, то налогоплательщик не вправе воспользоваться налоговой льготой.
Поскольку налогоплательщик на 2022г. имел отрицательное сальдо по ЕНС, то налоговая льгота применению не подлежала.
При таких обстоятельствах, учитывая расчёт истца, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Истец согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку исковые требования МИФНС России № по Санкт-Петербургу удовлетворены, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 4000 руб., исчисленной на основании пп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1 (№) в пользу Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу сумму недоимки по транспортному налогу за 2022 год в размере 8744 рублей 00 копеек.
Взыскать с ФИО1, государственную пошлину в доход бюджета в размере 4000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
В окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
