ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0023-01-2022-005507-02 |
Дата поступления | 19.05.2022 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления → прочие об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления |
Судья | Зубанов Константин Вячеславович |
Дата рассмотрения | 29.11.2022 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 19.05.2022 | 11:38 | 19.05.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 20.05.2022 | 08:46 | 20.05.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 23.05.2022 | 18:30 | Административное исковое заявление принято к производству | 26.05.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 23.05.2022 | 18:31 | 26.05.2022 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 23.05.2022 | 18:31 | 26.05.2022 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 21.07.2022 | 12:30 | 444 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 26.05.2022 | |||
Предварительное судебное заседание | 07.09.2022 | 14:10 | 444 | Назначено судебное заседание | 21.07.2022 | ||||
Судебное заседание | 03.11.2022 | 14:15 | 444 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 07.09.2022 | |||
Судебное заседание | 29.11.2022 | 15:15 | 444 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 03.11.2022 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 16.01.2023 | 16:32 | 03.02.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 29.03.2023 | 16:52 | 03.04.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссиия МО № 76 | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Туканов Кирилл Антонович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ "Военный комиссариат СПб" |
Мотивированное решение суда составлено 16.01.2023 года
Дело №а-7043/2022 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Зубанова К.В.,
при секретаре Комлевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Туканова Кирилла Антоновича к призывной комиссии внутригородского муниципального образования муниципального округа «Балканский» <адрес> Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» о признании решения призывной комиссии незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с требованиями об оспаривании действий призывной комиссии внутригородского муниципального образования муниципального округа «Балканский» <адрес> Санкт-Петербурга и просит признать незаконным заключение призывной комиссии о признании его лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, обязать призывную комиссию устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией было вынесено заключение о зачислении его в запас как лица не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований. Данное обстоятельство препятствует поступлению истца в дальнейшем на государственную гражданскую службу. С заключением призывной комиссии он не согласен, так как оно могло быть вынесено, если гражданин не проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял на воинском учете. От призыва на военную службу он не уклонялся, в период до ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена отсрочка, в связи с прохождением очной формы обучения. После указанной даты повестки военного комиссариата административному истцу не вручались, не направлялись, о розыскных мероприятиях ему ничего не известно.
Истец в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы своему представителю Спирину А.В., который в суд явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии внутригородского муниципального образования муниципального округа «Балканский» <адрес> Санкт-Петербурга Тушева М.С., действуя также от имени административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга», в суд явилась, иск не признает.
В обоснование своих возражений, административным ответчиком указано, что призывная комиссия законно приняла решение о зачислении истца в запас по указанному основанию. На воинский учет в военном комиссариате <адрес> Санкт-Петербурга первоначально Туканов К.А. был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, отсрочка от призыва на военную службу оформлена не была, сведений об изменении учетных данных Туканов К.А. в военный комиссариат не представлял.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пролагает следующее.
Из материалов личного дела призывника следует, что на воинский учет в военном комиссариате <адрес> Санкт-Петербурга Туканов К.А. первоначально был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, сведений о предоставлении административному истцу отсрочки, в связи с прохождением очного обучения, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, материалы личного дела призывника не содержат извещений административного истца за период с ДД.ММ.ГГГГ и до мая 2022 года по каким-либо адресам о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения мероприятий, связанных с призывом.
По общему правилу, установленному статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), призыв граждан на военную службу осуществляется на основании Указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Согласно статье 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, при наличии оснований, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В соответствии со статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, конкретизирующими положения пункта 2 его статьи 22, от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Закон о воинской обязанности и военной службе определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Пунктом 1 статьи 1 Закона о воинской обязанности и военной службе определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663.
Пунктом 34 названного Положения установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», - вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня "В".
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВКАПИ15-39 пункт 9 указанной выше Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и приложение N 9 к данной инструкции в части установления формы №/у "Справка взамен военного билета", признаны не противоречащими федеральному закону.
При этом указано, что само по себе установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации. Выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает право граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, то в отношении него выносится заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военный билет таким лицам не выдается, а выдается справка формы N 1/у.
Как установлено судом административный истец не уклонялся от прохождения воинской службы, не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что Туканов К.А. умышленно уклонялся от прохождения военной службы, а равно не представил сведения об изменении учетных данных, поскольку в материалах личного дела призывника не представлены соответствующие повестки или иное документальное подтверждение извещения Туканова К.А. о необходимости совершения им определенных действий, в том числе отсутствуют и иные документы, свидетельствующие о невозможности прохождения мероприятий по призыву именно по вине Туканова К.А., соответствующих доказательств административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает подлежащими удовлетворению заявленные административным истцом требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Туканова Кирилла Антоновича удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования муниципального округа «Балканский» <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Туканова К.А., как не прошедшего военную службу, не имея законных оснований - незаконным.
Обязать призывную комиссию устранить допущенные нарушения путем вынесения заключения о зачислении Туканова К.А. в запас Вооружённых сил РФ как лица, не подлежащего призыву по достижении возраста 27 лет.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.В. Зубанов
